Авто.ру,
14 ноября 2022 г.
ОСАГО России и Белоруссии объединят: что будет с ценами на страховку 945 просмотров
Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии могут ввести уже в 2023 году: с такой инициативой выступили парламентарии союзных государств и даже закрепили её рамочным документом. Страховщики не уверены, что проект смогут реализовать настолько быстро, а правозащитники предупреждают, что из-за этого ОСАГО наверняка подорожает.
Что изменится
Решение об объединении автомобильных страховок России и Белоруссии было принято на заседании комиссии парламентского собрания по законодательству и регламенту, где присутствовали депутаты, страховщики и чиновники союзных государств. Итогом договоренностей стал проект закона, по которому обе страны уравняют законы, регулирующие «автогражданку».
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что на первом этапе национальное ОСАГО сохранится, а возможность использования его в другой стране будет реализована как дополнительная опция к этому же полису. При этом международный полис «Зелёная карта», который для россиян и белорусов сейчас выполняет ту же роль, тоже останется в продаже.
Условия по договору ОСАГО (лимиты и компенсации), как и его стоимость, будут определяться в зависимости от того, гражданином какой страны является страхователь. А порядок выплаты потерпевшим в авариях будет рассматриваться по страховому законодательству той страны, где произошло ДТП, объяснили в РСА. «Унификация указанных параметров концепцией также предполагается, но в более долгосрочной перспективе», — пояснил Журналу Авто.ру исполнительный директор бюро «Зелёная карта» РСА Сергей Разуван.
Когда появится единый полис
Создать единый полис ОСАГО в рамках первого этапа парламентарии пообещали уже к середине 2023 года, но такие сроки участникам страхового рынка видятся нереалистичными. «На данный момент мы не располагаем достаточной информацией о ходе реализации проекта, не видели проект о внесении изменений в закон об ОСАГО и другие нормативные документы, так что прогноз реализации ко второй половине 2023 года кажется очень оптимистичным», — заметил начальник отдела методологии ОСАГО и «Зелёной карты» «Росгосстраха» Егор Светлов.
И если единое законодательство в области ОСАГО сделать нетрудно, то доработка внутренних информационных систем, хранящих данные о страховках, может вызвать затруднение — как на стороне страховщиков, так и у РСА, указывает Светлов. На это может понадобиться значительное время, полагает эксперт. Схожей позиции придерживается заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Он полагает, что сейчас преждевременно говорить о том, кто и куда будет обращаться за выплатами, равно как предполагать цену единой «автогражданки».
Почему и для кого полисы подорожают
Клиентам, которые выберут опцию расширенного ОСАГО на территорию Союзного государства, потребуется доплатить какую-то сумму, а для тех, кому достаточно территории РФ, стоимость полиса не изменится, полагает Светлов из «Росгосстраха». Иного мнения придерживается автомобильный адвокат и правозащитник Сергей Смирнов: он уверен, что страховщики используют эту возможность для очередного повышения страховых тарифов.
«Для водителей единое ОСАГО совершенно точно обернётся подорожанием страховок, потому что бизнес захочет переложить в цену полиса свои административные расходы. Кроме того, увеличивается риск наступления страхового случая, и страховщиками всё это будет учтено. Не надо забывать и про трудности администрирования, связанные с разницей оформления ДТП, иными правилами и нормативными актами», — объясняет Смирнов.
Он отметил, что повышение цены, в первую очередь, больнее ударит по белорусским водителям, поскольку стоимость обязательной автостраховки в Белоруссии существенно ниже, чем в России. При этом лимит компенсации намного выше. Для примера, в среднем годовая страховка автомобиля с двигателем объёмом 1,2-1,8 литра для безаварийного жителя Минска старше 25 лет со стажем более двух лет обойдется примерно в 2 тысячи российских рублей. Москвич при аналогичных условиях вынужден буден будет отдать за ОСАГО в несколько раз больше, а окончательная стоимость будет зависеть от страховщика.
Существенная разница ОСАГО в России и Белоруссии заключается ещё и в том, что к работе с обязательной страховкой в соседней республике допущены только государственные компании, а тарифы жёстко прописаны. Как уточнили Журналу Авто.ру в «Белгосстрахе», на страховом рынке республики полисы ОСАГО могут реализовывать только шесть государственных организаций.
В РФ «автогражданку» продают частные страховщики, которые устанавливают плавающий базовый тариф (в рамках тарифного коридора ЦБ), руководствуясь коммерческими целями. При этом лимит страхового покрытия за вред здоровью и имуществу потерпевшего в Белоруссии составляет 10 тыс. евро (свыше 600 тыс. рублей), в России — 500 и 400 тыс. рублей соответственно.
Объединение и выравнивание систем ОСАГО откроет для российских страховщиков доступ к клиентам из Белоруссии, что ударит по бизнесу местных компаний, уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Эта инициатива вполне реализуема при наличии политической воли. В результате наши страховые компании получат для себя ещё один рынок за счёт лучшего технологического проникновения и налаженных бизнес-процессов», — полагает эксперт.
В то же время вице-президент НАС ожидает, что в долгосрочной перспективе перенесение российской страховой культуры в Белоруссию может вызвать негативный тренд, который сейчас распространяется в России. «В перспективе белорусы тоже начнут отказываться от ОСАГО и ездить без страховок, как это делают уже миллионы россиян, потому что наша система “автогражданки” глубоко несправедлива, так как она не обеспечивает должный уровень защиты и банально невыгодна», — заключил Шапарин.
Василий ЛУГОВОЙ
Вся пресса за 14 ноября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом, Сотрудничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 сентября 2025 г.

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 19 сентября 2025 г.
Страхование, гранты и субсидии: как правительство Воронежской области поддерживает садоводов

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 19 сентября 2025 г.
Медициной по ОМС пользуется почти 70% россиян

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 19 сентября 2025 г.
«Дальневосточную концессию» предлагают распространить на территории Кубани

|
|
Коммерсантъ-FM, 19 сентября 2025 г.
ОСАГО по осени пересчитают

|
|
Дума ТВ, 19 сентября 2025 г.
Аксаков прокомментировал новые штрафы за отсутствие полиса ОСАГО

|
|
РИА Новости, 19 сентября 2025 г.
Собянин рассказал, сколько Москва платит за неработающее население

|
|
Право.Ru, 19 сентября 2025 г.
Владелец Тюменского НПЗ взыскал со страховщиков €110 млн из-за пожара

|
|
Российская газета онлайн, 19 сентября 2025 г.
Опрос: Каждый пятый россиянин лечится в частных клиниках

|
|
Воронежский городской портал, 19 сентября 2025 г.
Власти Воронежской области поддержат развитие страхования садоводства в регионе

|
|
Коммерсантъ онлайн, 19 сентября 2025 г.
Страховщиков довели до суброгации

|
|
МК в Питере, 19 сентября 2025 г.
Полис ОСАГО может упасть в цене при низком КБМ

|
|
РБК (RBC.ru), 19 сентября 2025 г.
Арбитраж обязал страховщиков выплатить более €110 млн Тюменскому НПЗ

|
|
КонсультантПлюс, 19 сентября 2025 г.
Кассация напомнила судам, когда с виновника ДТП можно взыскать не покрытый по ОСАГО ущерб

|
|
РИА Новости, 19 сентября 2025 г.
Суд взыскал со страховщиков миллионы евро в пользу владельца Тюменского НПЗ

|
|
Парламентская газета, 19 сентября 2025 г.
Штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО будут по-новому

|
18 сентября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 18 сентября 2025 г.
Названы автомобили, которые россияне чаще всего ремонтировали летом

|
|
Аргументы и факты-Тверь, 18 сентября 2025 г.
Страховая засудила подростка на Mazda, устроившего ДТП в Тверской области

|
 Остальные материалы за 18 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|